Э. Айлз. Н. К. Метнер — друг и учитель

Опубликовано: «Recorded Sound», 70—71. London, 1978, April—July, p. 791—793; печатается в переводе Н. Дадингтон в другой редакции.

Речь идет о концерте Н. К. Метнера, состоявшемся в Лондоне 20 марта 1930 г. (см. коммент. 1 к дневнику-письму 90 А. М. Метнер).
В 1934 г. Н. К. Метнер приехал в Лондон в связи с тремя предстоявшими концертами, которые должны были состояться в течение недели. Один из них был дан 14 февраля в Лондоне в South Hampstead Music Club, где были исполнены следующие произведения: Бетховен — 32 вариации c-moll, Соната f-moll, op. 57; Метнер — Дифирамб Es-dur из op. 10, Сказки f-moll и Es-dur из op. 26, c-moll из op. 8 и G-dur (op. не установлен), «Романтические эскизы для юношества» op. 54, Сказки A-dur из op. 51, e-moll из op. 34, h-moll из op. 20. В один из последующих дней Метнер выступал с концертом по радио, после которого заболел воспалением легких и поэтому третий из намеченных концертов не состоялся.
В 1935 г. Н. К. Метнер отправился в Англию 10 января и пробыл там до 28 февраля. Здесь состоялось пять его выступлений: 19 января — в Лондоне в Aeolian Hall, 23 и 26 января — в Глазго в St. Andrew’s Berkley Hall, 24 января — в Эдинбурге, 29 января — в Оксфорде в Assembly Room, Town Hall. 19, 23 и 24 января были исполнены следующие сочинения: Бах — Прелюдия и Сарабанда из Партиты B-dur; Скарлатти — Сонаты: d-moll, H-dur, F-dur; Бетховен — Соната C-dur, op. 53; Метнер — «Грозовая соната» из ор. 53, Сказки: f-moll из ор. 26, b-moll из ор. 20, Es-dur (№ 2) из ор. 26, G-dur из ор. 9, e-moll из ор. 34, «Русская сказка» из ор. 42, «Танец-сказка» из ор. 48. 26 января в симфоническом концерте под управлением Дж. Барбиролли Н. К. Метнер исполнил Концерт № 4 G-dur, op. 58 Бетховена и затем несколько своих сказок (какие — не установлено). 29 января концерт Метнера состоялся при участии скрипачки М. Харрисон и были исполнены: Бетховен — Соната A-dur, op. 12; Метнер — Ноктюрн g-moll из ор. 16, Сказка e-moll из ор. 34, «Русская сказка» из ор. 42, «Танец-сказка» из ор. 48, Соната № 2 G-dur, op. 44. О концертах Н. К. Метнера в сезоне 1934/35 г. А. М. Метнер сообщает 10 февраля 1935 г. В. К. Тарасовой: «Все эти концерты прошли блестяще, и д[ядя] Коля был в чудном настроении. Особенно ценно было то, что наибольший успех определенно имели произведения более капитальные, как «Waldstein» — Бетховена, Соната «Orageuse» и Вторая скрипичная (соната Метнера. — З. А.). Исполнение бетховенского Концерта в Париже и Глазго тоже было принято исключительно горячо. Но как бы ни были удачны выступления, как ни была бы хороша аудитория, д[ядя] Коля всегда думает о Москве. Теперь мы здесь еще до 24-го, так как д[ядя] Коля должен заняться с дочкой Брайкевича, чтобы отблагодарить за гостеприимство, дать еще кое-кому два-три урока, а то у нас от концертов ведь очень мало осталось» (ПМ, с. 464).
3 сентября 1939 г. Англия, а затем Франция в ответ на вторжение гитлеровской армии в Польшу объявили войну Германии. Захватив весной 1940 г. Данию и Норвегию, гитлеровцы уже 10 мая 1940 г. без объявления войны напали на Голландию и Бельгию. 28 мая капитулировала бельгийская армия, а 10 июня была завершена оккупация Норвегии, и тем самым ухудшилось положение Франции: к 8 июня уже
прорваны были оборонительные полосы на Сомме, и 9 июня началось быстрое продвижение гитлеровских орд на юг Франции; 10 июня 1940 г. правительство Рейно бежало из Парижа, и 14 июня гитлеровская армия вступила в Париж, а 22 июня Франция капитулировала.

Налеты гитлеровской авиации на Англию начались с 10 июля 1940 г. 7 сентября последовали массированные воздушные бомбардировки Лондона и его окрестностей.
См. коммент. к воспоминаниям А. М. Метнер.
На черновой рукописи Концерта-баллады e-moll, op. 60 Н. К. Метнером сделана надпись: «Эту грязную рукопись моей тяжелой и мучительной работы, сочиненной под внимательным присмотром моего дорогого и благородного друга Айлз, я со стыдом дарю, как знак моей любви и признательности, дорогой Эдне — первой и блестящей исполнительнице Концерта «Баллады» op. 60. Н. Метнер. 20 апреля 1943 г. Foreign Park» (публикуется по ксерокопии с оригинала, хранящемся у Э. Айлз, ГЦММК, ф. 132, № 1764; перевод с английского В. К. Тарасовой). Как видно из приведенной надписи, она была сделана в деревушке Вуттон Уэвен, в тот же день А. М. и Н. К. Метнер прибыли в Лондон. Здесь Н. К. Метнер написал Э. Айлз следующее рекомендательное письмо: «69 Wentworth Rd. London, NW. 11. 20 апреля 1943 г. Эдна Айлз, блестящая пианистка, превосходный музыкант и опытный концертант, совершила весьма успешную концертную поездку по континенту и давно должна была бы быть признанной на своей родине. Последние несколько она специально посвятила изучению моих сочинений, и я опасаюсь, что это странное и весьма упорное пристрастие к исполнению моих сочинений едва ли будет способствовать ее признанию публикой. Но если где-либо в Англии имеется интерес к моей музыке, то я могу рекомендовать ее как безупречного исполнителя многих моих сочинений (Концертов, Сонат и т. д.), которые она изучала под моим руководством. Николай Метнер» (публикуется по ксерокопии с оригинала, ГЦММК, ф. 132, № 1763; перевод с английского В. К. Тарасовой).
Указанный Э. Айлз концерт состоялся 19 февраля 1944 г. (см. дневник A. А. Соболева от 1944 г.).
Все три Концерта Н. К. Метнера Э. Айлз исполнила с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Дж. Уэлдона в трех концертах, состоявшихся 11, 30 января и 8 марта 1946 г. (см.: ГЦММК, ф. 132, № 1767).
На заглавном листе издания «Русской хороводной» из op. 58 Н. К. Метнером написано: «Самому храброму, самому прекрасному и самому талантливому полководцу, штурмующему мои музыкальные крепости — Эдне Айлз с самой искренней признательностью и любовью Н. Метнер. 30 января 1946 г.» (публикуется по ксерокопии с оригинала, хранящегося у Э. Айлз, ГЦММК, ф. 132, № 1766, перевод с английского B. К. Тарасовой).
Этот концерт состоялся 12 декабря 1947 г. в Central Hall Westminster.
Концерт, посвященный семидесятилетию со дня рождения Н. К. Метнера, состоялся 2 января 1950 г. в Лондоне в Wigmore Hall. В нем была исполнена следующая программа из сочинений юбиляра: «Отрывок из трагедии» a-moll из op. 7, «Вечерняя песня» из op. 38, «Три гимна труду», op. 49, «Ангел», «Цветок», «Лини, увядают» из op. 36, «Певец» из ар. 29, «Мечтателю», «Могу ль забыть» из op. 32, «Утренняя песня» и «Трагическая соната» из op. 39, «Эхо» из op. 32, «Не могу я слышать этой птички» из op. 28, «Телега жизни» из op. 45, «Я вас любил» из op. 32, «Шепот, робкое дыханье» из op. 24, «Заклинание» из op. 29.

Ваше мнение...

Рубрики