О Николае Карловиче Метнере. A. M. Метнер
В августе 1900 года Сафонов повез своего ученика в Вену на Третий международный конкурс имени А. Г. Рубинштейна, на котором Николай Карлович получил почетный отзыв [3]. Вслед за этим ему предстоял« большое концертное турне по всей Европе, уже налаженное Сафоновым [4]. Но когда оказалось, что Сафонов назначает в программу симфонических концертов Пятый концерт Рубинштейна, а для клавирабендов фортепианные пьесы, менее любимые Николаем Карловичем и рассчитанные на показ техники, Николай Карлович отказался от этого турне. Кроме того, его стали одолевать музыкальные мысли, потребность сочинять.
Решение воздержаться от столь блестящего во всех отношениях турне вызвало отчаянный протест родных Николая Карловича, видевших в этом крушение надежд на блестящую карьеру сына. Но Николаи Карлович был непоколебим (в согласии с ним были только его брат Эмилий и С. И. Танеев). Сафонов долго не мог этого простить своему ученику и слышать ничего не хотел о его занятиях композицией. Только несколько лет спустя он прислал из Лондона трогательное письмо Николаю Карловичу, выражая восхищение по поводу его песен (на тексты Ницше), которые Сафонов случайно в Англии услыхал. Он знал Метнера в Лондон для совместных выступлений в симфонических концертах. Может быть, Николай Карлович и принял бы это предложение но положительному решению помешала первая мировая война.
В 1909 году Метнер стал профессором Московской консерватории, но проработал там один учебный год, так как был захвачен своей композиторской работой. В 1915 году он, однако, опять возвратился к педагогической деятельности в той же консерватории, которую оставил лишь с отъездом за границу в 1921 году [5].
В Германии весной 1922 года он дал несколько концертов [6], затем его выступления состоялись в Варшаве, где он исполнял с Э. Млынарским свой Первый концерт, а с немецким дирижером Г. Абендротом — Четвертый концерт Бетховена [7].
В мае 1924 года, после кратковременного пребывания в Италии [8], мы переехали на жительство во Францию и поселились в Эрки.
В сезоне 1924/25 года состоялось его первое концертное турне по Америке [9], где он исполнял свой Первый концерт со многими лучшими дирижерами.
Возвратившись из Америки, мы поселились опять во Франции [10].
В 1927 году по приглашению советских концертных организаций Николай Карлович приехал на родину, где состоялся ряд его авторских концертов. Многие произведения, включенные в программы, были созданы им в последние годы и здесь исполнялись впервые [11].
В сезоне 1929/30 года состоялась его вторая поездка в Америку [12], главным образом в Канаду. Вернувшись оттуда, Николай Карлович несколько раз ездил в Англию, где его уже знали, так как впервые он выступал в Лондоне еще в 1928 году [13].
В конце 1935 года мы переехали на жительство в Англию [14]. Здесь Николай Карлович посвятил себя композиторской работе, изредка* выступая в концертах и по преимуществу со своими сочинениями.
В октябре 1942 года сердечное заболевание на два месяца приковало его к постели. Едва оправившись, он энергично принялся за оркестровку только что законченного им Третьего фортепианного концерта, который и был им исполнен 19 февраля 1944 года в концерте Королевского филармонического общества в Лондоне [15].
В 1946 году Николаю Карловичу была предложена новая поездка по Америке в сезоне 1947/48 года [16], и он дал согласие, но когда получил план слишком длинного турне, то не решился на это из-за слабости здоровья и отложил поездку на сезон 1948/49 года. Это решение оказалось провиденциальным, так как вскоре появился посланник от магараджи Майсура — Джайя Гамараджи Уадиара с предложением сделать грамзаписи, по возможности, всех произведений Метнера в исполнении самого автора с привлечением для записи песен, камерно-инструментальных сочинений, пьес для фортепиано с оркестром всех необходимых артистов. Понятно, что такое предложение заставило вообще отменить американское турне. Перспектива грамзаписи своих произведений как бы вызвала Метнера к новой жизни и дала ему, казалось, безграничные силы [17]. После целого года этой работы он сделал перерыв, чтобы завершить Фортепианный квинтет, и, едва закончив его, призвал музыкантов для проигрывания с ними своего нового произведения. В первую же ночь после репетиции Квинтета сильный сердечный припадок надолго уложил его в постель. Но он верил, что еще подымется и сможет рекордировать это последнее произведение, которому сам он придавал большое значение. И действительно, в состоянии здоровья наступило улучшение, что дало ему возможность в 1950 году записать Квинтет на грампластинку [18].
* Исключение составляют сезоны 1935/36 и 1936/37 годов, когда концертная деятельность Николая Карловича была довольно большой.