Облик Метнера в повседневной жизни

К счастью, не статьи, подобные сабанеевской, ильинской и климовской, определили основное направление сборника, а ряд материалов, в которых с большой теплотой, хотя и довольно скупо в смысле фактических сведений обрисован облик Метнера в повседневной жизни, в живых взаимосвязях с окружающей средой, с конкретными людьми. Правда, отдельные этапы его творческого пути, насыщенного интересными событиями, почти совсем не освещены, немало в отдельных статьях беспредметных, пустоватых высказываний; полностью отсутствуют воспоминания соприкасавшихся с Метнером советских музыкантов, продолжающих его традиции.

Поэтому, когда в осуществление решения Министерства культуры СССР об увековечении памяти Н. К. Метнера, наряду с изданием двенадцатитомного собрания его сочинений [1], был задуман выпуск трудов, обогащающих наше представление о нем, возник и замысел создания нового сборника статей и воспоминаний о замечательном русском композиторе.

Одновременно с подготовкой к публикации книги «Письма Н. К. Метнера» составлялся и настоящий сборник. Наше предложение принять участие в нем получило горячий отклик со стороны близко знавших Метнера современников, которые сохранили неизгладимые впечатления от его личности и его искусства.

Вскоре А. Н. Александровым, П. И. Васильевым, А. Б. Гольденвейзером, М. А. Гурвич, А. А. Сабуровым, Н. И. Сизовым, В. К. Тарасовой, А. И. Трояновской, Ю. Н. Тюлиным, А. В. Шацкесом и другими были написаны статьи, живо воссоздающие страницы прошлого. С готовностью согласились принять участие в увековечении памяти Метнера и живущие за рубежом его ученики — Н. В. Штембер и Э. Айлз, которые почему-то не попали в орбиту внимания редактора упомянутого лондонского сборника. Авторы статей, вошедших в лондонский сборник, — друзья Н. К. Метнера — А. А. Сван, Э. Д. Прен пожелали выступить в нашем сборнике с вновь написанными воспоминаниями и статьями. Удалось получить из-за рубежа и материалы документального типа — дневниковые записи, принадлежащие Е. В. Сван и А. А. Соболеву. В настоящий сборник включено и несколько материалов из лондонского сборника. Это статьи И. А. Добровейна, Ю. Д. Исерлиса, Л. Коллингвуда, Т. А. Макушиной, А. М. Метнер, В. И. Поля, О. А. Слободской. Причем статьи Добровейна и Поля, помещенные в лондонском сборнике в переводе с русского, нами публикуются по русским оригиналам, а статья А. М. Метнер печатается в новой авторской редакции с добавлением большого раздела, содержащего характеристику творческого процесса у Н. К. Метнера.

Предлагаемый читателю сборник состоит из двух разделов. В первый из них включены материалы по преимуществу мемуарного характера, а также статьи Мясковского, Нейгауза и Яссера — современником композитора, глубже других оценивших художественную личность Метнера и его историческую роль. Во втором разделе публикуются дневники-письма А. М. Метнер, представляющие собой подробную летопись периодов наиболее интенсивной концертной деятельности Метнера, и обширное письмо Э. К. Метнера к искусствоведу П. Д. Эттингеру, содержащее сведения о родословной Н. К. Метнера [1].

В качестве приложений включены комментарии к статьям и материалам, а также аннотированные указатели имен, произведений Н. К. Метнера, упоминаемых в сборнике.

Порядок следования материалов иной раз нарушает хронологический принцип. Так, сборник открывается не статьей А. М. Метнер, а высказыванием И. А. Добровейна, хотя знакомство Добровейна с Метнером началось много позже, чем возник брачный союз Анны Михайловны и Николая Карловича. Но краткое высказывание Добровейна воспринимается как своего рода эпиграф к сборнику, вводящий читателя в сферу повествования о личности исключительной, о человеке, который для многих, кто знал его, был совестью в самом широком значении этого слова. За пределы хронологических рамок выходят также статьи выдающихся советских музыкантов — Н. Я. Мясковского и Г. Г. Нейгауза. Статья Н. Я. Мясковского, относящаяся к 1913 году, — попытка композитора осмыслить творческое направление Метнера, тесно связанное с его высокими эстетическими принципами. Статья же Г. Г. Нейгауза (опубликована в 1961 году), который даже не был знаком с Метнером, но неоднократно испытывал огромное эстетическое переживание от его исполнительского мастерства, от соприкосновения с его творчеством, по существу — яркий дифирамб творцу, чье искусство «может оживить и будить чувства и мысли, доставлять художническое наслаждение тому, кто способен видеть и воспринимать в искусстве и жизни не одну только новизну «во что бы то ни стало». Нейгаузу Метнер дорог тем, что могучие корни его искусства — в наследии классиком и романтиков, а этот источник «вчерашней» музыки вечно благороден и глубок.

 

[1] Это издание осуществлено Музгизом в течение 1959—1963 гг.

Ваше мнение...

Рубрики