Письмо Эмилия Карловича
Все яркие проявления искренней привязанности Метнер очень ценил, так как сам любил Рахманинова, и во всем доверялся ему.
Большую живость дневникам-письмам Анны Михайловны придают увлекательные описания достопримечательностей различных городов, где Метнерам приходилось бывать во время концертных турне. Читатель по рассказам Анны Михайловны наглядно может представить себе особенности быта, в частности студентов, а также красоты природы, особенно волшебную прелесть Ниагарского водопада.
В дневниках-письмах обнаруживается и некоторая наивность Анны Михайловны, утверждающей, будто «американцы живут спокойно и богато и не задают себе трудные задачи. Спешка и чрезмерное напряжение — басни». Разумеется, ей не пришлось соприкоснуться с жизнью «низов» американского общества, то есть с рабочими, в поте лица досыпающими хлеб насущный. Но ведь смогла же она здраво понять, описывая печальную судьбу В. М. Таубе, в прошлом миллионерши, что черствость, равнодушие к страдающему человеку — в природе людей бизнеса: стоит даже человеку их круга попасть в беду, заболеть, как они безжалостно отгораживаются от него.
Последний материал сборника — письмо Э. К. Метнера П. Д. Эттингеру — развернутый очерк о жизни предков Н. К. Метнера, уводящий читателя в эпоху царствования Александра I. Непосредственным поводом к созданию этого документа послужило обращение к Э. К. Метнеру П. Д. Эттингера [1], который в процессе своей работы по истории живописи-миниатюры обнаружил в музеях талантливые портретные миниатюры работы Минны (вернее, Вильгельмины) Федоровны Гебхард, родной сестры бабушки Н. К. Метнера — Полины Федоровны (урожденной Гебхард, а по мужу Гедике). Но об этой художнице-любительнице Эттингер мог получить сведения только в семье Н. К. и Э. К. Метнеров: они о своих предках знали отчасти по многочисленным рассказам своей матери — Александры Карловны, отчасти по тем документальным свидетельствам, которые дошли до наших дней и сейчас хранятся в архиве Н. К. Метнера в ГЦММК [2].
На страницах письма Эмилия Карловича рельефно вырисовываются колоритные фигуры многих представителей рода Н. К. Метнера и по материнской, и по отцовской линии. Особенно примечательна разносторонне одаренная фигура прадеда Николая Карловича со стороны матери — Ф. А. Гебхарда. Как и его жена, он был ведущим актером Петербургского придворного немецкого театра и был литературно одарен: сочинял стихи, писал драматические произведения различных жанров, находился в переписке с Р. Вагнером и И. Гёте. Интеллектуальные запросы и художественные склонности Гебхарда способствовали развитию ярких индивидуальностей его детей, среди которых наряду с бабушкой Н. К. Метнера, выделялись уже упоминавшаяся ее сестра — художница-миниатюристка Минна Федоровна, а также врач и композитор Федор Федорович [3].
Творческая одаренность рода Гебхардов, бесспорно, была унаследована и их правнуками, она сыграла немаловажную роль в зарождении их интеллектуальных интересов, о чем свидетельствует деятельность А. Ф. Гедике, Э. К. Метнера и, разумеется, исключительный талант Н. К. Метнера. Литература о Метнере еще очень скудна, и если настоящий сборник поможет раздвинуть рамки знаний о нем, то составитель-редактор будет считать свою задачу выполненной.
[1] См. коммент. 1 к письму Э. К. Метнера П. Д. Эттингеру.
[2] См. коммент. 7 к письму Э. К. Метнера П. Д. Эттингеру.
[3] См. коммент. 5 к письму Э. К. Метнера П. Д. Эттингеру.