Встречи с Н. К. Метнером. Ю. Н. Тюлин

Над этим бились целые поколения величайших композиторов, а ему все равно — куда хочу, туда и иду, лишь бы было поновее да поинтереснее, поэффектнее. Да, очень, очень жаль, такой большой талант!» Казалось, огорчению Николая Карловича не было предела, он долго не мог успокоиться.

Этот эпизод и сейчас кажется мне поучительным. Я тогда же подумал: кто же из них прав? И пришел к убеждению, что по-своему правы были оба — каждый шел своим верным путем, определяемым сноси художественной миссией и творческой индивидуальностью. Это было столкновение музыкальных воззрений двух представителей разных эпох на самом их рубеже. Как завершителю своей эпохи, Метнеру предназначено было судьбой обогащать в своих творческих исканиях накопленные традиционные средства в строгой академической форме, и он не мог примириться с резким нарушением лежащих в ее основе принципов. Молодому же Прокофьеву суждено было прокладывать совершенно новые пути, щедро разрабатывая драгоценные перлы своей неуемной фантазии и не всегда особенно заботясь о крепкой логике развития. Может быть, такая забота могла бы затормозить буйный поток его творческого воображения.

metner_n_k_html_m641950df

среднюю часть в седьмой пьесе из цикла «Восемь картин-настроений» (в натуральном fis-moll):

metner_n_k_html_m6f6ebf33

Сказку из op. 14 в дорийском f-moll, где мелодия — явно выраженный Крестьянский причет:

metner_n_k_html_m254e797a

Еще можно подобрать немало примеров, убедительно показывающих, что своеобразие творческого лица Метнера (а его индивидуальный стиль обнаруживается буквально в каждом такте) неотъемлемо связано с русской музыкальной культурой и, в известной мере, с русской народной песней, хотя черты ее выступают в скрытом виде.

Ваше мнение...

Рубрики