«H. К. Метнер-пианист.» Зетель И.
Метнер выступал в крупнейших залах мира
Перед концертом в парижском зале Maison Gaveau он писал брату: «Не знаю, как приспособить себя к парижской публике, к концерту 29 числа. Раньше у меня была вера в возможность приспособления публики к себе, вера в силу художественного гипноза. Прочитать остальную часть записи »
Взаимоотношения артиста со слушателями
«Он был очень взволнован, когда после концерта к нему в артистическую приходило немного народу», — вспоминают Е. В. и А. А. Сваны. Прочитать остальную часть записи »
Умения настроить себя к выходу па сцену
В преддверии концерта Метнеру не только необходимо было несколько часов провести за роялем. Прочитать остальную часть записи »
Светская жизнь
Все, что нарушало трудовой ритм жизни, тяготило Метнеров своей беззаботностью. Прочитать остальную часть записи »
Метнер принадлежал к типу концертантов
Романтическая взволнованность и внутренняя огненность, сдерживаемые властным контролем Метнера, реже выходили на поверхность. Прочитать остальную часть записи »
Игра Метнера вызывала ответный ток слушательских симпатий
Все искупала правдивость интонаций, убеждающая сила логики, поразительно организующий властный ритм и совершенство пианизма. Прочитать остальную часть записи »
Ряд эпизодов
Понятие «балладности» было созвучно Метнеру (вспомним подзаголовок Третьего концерта). Прочитать остальную часть записи »
Секрет которых знал только Метнер
Столь же впечатляюще звучит тема в ми-минорной Сказке, мелодию которой не назвать иначе, как говорящей… Прочитать остальную часть записи »
Метнер не относился к числу артистов
Тем не менее в исполнительстве Метнера несомненно ощущалось тяготение к графичности. К звуковому «половодью» он не стремился. Прочитать остальную часть записи »
Вспомним рахманиновскую ритмику с ее твердой поступью
Ритмику Метнера называли то непоколебимой и отчеканенной, то гибкой и весьма свободной. Такие определения, однако, не исключают друг друга. Прочитать остальную часть записи »
Метнер принадлежал к пианистам, для которых первостатейной была одухотворенность техники
Великолепнейшую фортепианную отделку метнеровского исполнения, в котором не было ни одной неотшлифованной фразы, отмечал Г. Г. Нейгауз. Прочитать остальную часть записи »
Стремлении Метнера к классичности
Трудно найти более сокровенное высказывание о сути исполнительского процесса. В каждой строке захватывают взволнованность и прямота суждений. Прочитать остальную часть записи »
Коренная проблема исполнительской эстетики
Тяготение к естественности и ясности отчетливо слышится и во многих записях Метпера. Прочитать остальную часть записи »
Индивидуальное преломление
Фактический репертуар Метнера-пианиста был намного шире, чем он представлен в афишах . Прочитать остальную часть записи »
Метнер играл соль-мажорный Концерт
Свежесть прочтения бетховенских сонат отмечали многие критики. Когда концертант включил в программу сонаты соч. 53 и 90, рецензент отмечал: «Две сонаты Бетховена… исполнены были г. Метнером также очень своеобразно и, во всяком случае, живо и интересно (особенно с ритмической стороны), хотя артист иногда вносил в бетховенскую музыку несколько преувеличенную порывистость и мало свойственные ей резкие подчеркивания контрастов» . Прочитать остальную часть записи »
Метнер — исполнитель
Метнер, как каждый большой художник, был наделен резко очерченной индивидуальностью. Прочитать остальную часть записи »
Метнер откладывал листы партитурной бумаги
Упоминание об оркестровом замысле столь значительной Сонаты не может быть отнесено к стихийно возникшим Прочитать остальную часть записи »
Метнер следовал принципу
Активным участием в тематическом развитии материала не ограничивается драматургическая роль оркестра во Втором концерте Метнера, его партитура по сравнению с Первым концертом отмечена богатством динамического рельефа и развернутостью построений (к примеру, перед каденцией первой части или перед кодой). Прочитать остальную часть записи »
К чистоте тембре Метнер не стремился
Каковы принципы инструментовки, избранные Метнером? Прочитать остальную часть записи »
Метнер был полон колебаний
Как ни образны и свежи метнеровские ремарки, главное — в их практической значимости. Прочитать остальную часть записи »
Метнер видел одну из преград исполнительскому произволу
В полемике с Бузони затрагивалась одна из коренных проблем исполнительской эстетики: споры о дистанции между авторским замыслом и его фиксацией относятся к числу «вечных». Прочитать остальную часть записи »
Не узко понимаемая практичность
Выбор аппликатуры целенаправлен — он должен помочь выразительному произнесению всех элементов фактуры: Прочитать остальную часть записи »
Метнер смело прибегает к аппликатуре
На самом деле здесь указана наилучшая из возможных аппликатур, помогающая передать все особенности фактуры, — порывистость фраз, начало дыханий на слабых долях такта, применение первого пальца на акцентированных звуках: Прочитать остальную часть записи »
Устремленность к вершинам
С первых сочинений заметно тяготение к наиболее естественной аппликатуре, позволяющей мелодически окрасить фактуру. Прочитать остальную часть записи »
Метнер стремится быть понятым
В популярной фа-минорной Сказке соч. 26 встречается один из редких случаев педального «тумана» — этого требует образный смысл заключения Сказки. Прочитать остальную часть записи »
Динамическая линия
Применение Метнером педальной вибрации нередко совпадает с завершением одного из разделов формы или окончанием произведения. Прочитать остальную часть записи »
Письмо Метнера к брату
Внимательное изучение сочинений Метнера, как и его записей, убеждает в обилии педальных подробностей, тонких и своеобразных. Прочитать остальную часть записи »
Метрические акценты
В тесных рамках тактов композитор не ощущал себя с достаточной свободой. Он стремился к преодолению тактовых черт, нейтрализации ударных долей тактов, маскировке сильных долей лигами, начинающимися на слабых долях. Прочитать остальную часть записи »
Ритмотворчество
В подобных ремарках иные исполнители склонны видеть чуть ли не проявления авторского педантизма. Прочитать остальную часть записи »
Метнер рассматривал укрупнение во времен
При кажущейся простоте и даже очевидности ряда положений попытка обосновать закономерности игры rubato в их целостности необычайно ценна и практически полезна. Прочитать остальную часть записи »
В ля-минорной Сонате
Призывал ли Метнер к наивозможной ровности движения? Ведь в его игре ритмика была полна кипучей жизни. Прочитать остальную часть записи »
Ритма у Метнера отличались
«Взрывчатые» ритмы, характерные для Метнера, определяли пульс второй пьесы (Allegro con impeto) из цикла «Картины настроений». Прочитать остальную часть записи »
У Метнера ритмическая изобретательность
Ритмическое своеобразие искусства Метнера сразу привлекло внимание. Прочитать остальную часть записи »
Октавные пассажи в басах
Регистровые контрасты в сочетании с иными средствами динамизации применяются Метнером в узловых моментах развития. Прочитать остальную часть записи »
Метнер ведет развитие к величественной коде
У молодого Метнера нередка фактура, близкая к оркестровой или хоральной, как, например, в «Песне Офелии». Прочитать остальную часть записи »
В динамических нарастаниях
Метнер иногда рассчитывает свою фортепианную фактуру на большие руки пианиста, хотя такие случаи относительно нечасты, но к некоторым сочинениям эти авторские требования совершенно неукоснительны. Прочитать остальную часть записи »
Свет и тени в многослойной фактуре
Фактура «Картин настроений» разнообразна и многопланова, в ней ярки контрастные сопоставления между пьесами. Прочитать остальную часть записи »
Плагальность гармоний
Широко развита у Метнера плагальность гармоний, что сближает его в ряде случаев с Чайковским и Рахманиновым. Прочитать остальную часть записи »
У Метнера есть привилегия собственных кадансов
Тональная «разрозненность» напоминает и о таких классических образцах, как первый из «Забытых вальсов» Листа, в котором оттенок воспоминания, чего-то туманного, зыбкого ощутим в репризе, написанной полутоном выше . Прочитать остальную часть записи »
Ладогармоническая основа
Ведь Метнер гармонически бывает даже более сложен, чем в своих откровениях Скрябин; у последнего достаточно понять принцип, объясняющий гармонические построения. Прочитать остальную часть записи »
В полемическом запале Метнер не избежал предвзятости
В упомянутые законы никак, к примеру, не укладывалось понятие политональности, которая в начале века уже расширила горизонты композиторского мышления. Прочитать остальную часть записи »
Неприязненное отношение Метнера к музыке Шёнберга
Показательны эпизоды, рассказанные Ю. Н. Тюлиным. Прочитать остальную часть записи »
Метнер подчеркивает огромную роль гармонии и ее закономерностей
Гармония виделась Метнеру единой школой, сводом законов, помогающих музыканту осознавать их существование в своей душе. Поэтому в гармонических «переченьях», «запрещениях» он ощущал «не грубый полицейский надзор, а… любовный и предостерегающий голос того самого демона сократовского, который… ему указывал лишь на то, чего не надо делать» . Прочитать остальную часть записи »
Из записных книжек Метнера
Первая и третья части Сонаты: соч. 25 № 1 создают как бы рассредоточенный цикл вариаций. Прочитать остальную часть записи »
Итог драматургии Первого концерта
Реприза в Первом концерте предельно сокращена . Прочитать остальную часть записи »
Метнера привлекает трансформацией мыслей и чувств
Метнер ищет наиболее точное определение, записывая па одной из черновых страниц: «Собственно, не вариации, а импровизации, Intermezzi, Caprices» . Прочитать остальную часть записи »
В черновиках Метнера
Огромное значение зодческого начала в трактовке сонатной формы ощутимо и в концертах Метнера. Прочитать остальную часть записи »
Одночастные сонаты самостоятельны и тематически не связаны между собой
Сонаты занимают в его наследии особое место: четырнадцать фортепианных, три — для скрипки с фортепиано, Соната-вокализ; в сонатной форме написаны три фортепианных Концерта, Квинтет, а также ряд Сказок и Новелл. Прочитать остальную часть записи »
Метнер стремился приблизиться к желанной ясности высказывания
Как изысканному, рафинированному человеку нелегко избежать вычурности, так и Метнеру не всегда удавалось высказаться просто. Прочитать остальную часть записи »
Тревога и сумрачность
К «буре души ночной» Метнер прикоснулся и в других сочинениях. Прочитать остальную часть записи »
Вслед за Тютчевым Метнер также ощущал Вселенную одухотворенно
«Тема ветра» нашла впечатляющее решение у А. Блока — в его стихах все определеннее звучала протестующая гражданственность. Прочитать остальную часть записи »
В своих исканиях Метнеру довелось преодолеть немало сомнений
Размышляя о принципах, определяющих отношение к современному языку, Метнер писал: «Боязнь обыкновенного — дьявольское искушение… Прочитать остальную часть записи »
Метнер искал опору
Силой интеллекта Метнер стремился дисциплинировать чувство, подвергая эмоциональный тонус тщательному самоконтролю. Прочитать остальную часть записи »
С годами расширялся диапазон творческих исканий
Метнер как убежденный график очертил приметы своего стиля. Прочитать остальную часть записи »
Свой выбор, пусть во многом против течения, Метнер сделал
Подражание переборам гармоники легко угадывается в до-мажорной Сказке (соч. 48) 54. Прочитать остальную часть записи »
Многие композиторы могли лишь мечтать
Мясковский в 1913 году подчеркивал, что все компоненты слиты у Метнера в прочно спаянные произведения, полные энергии. Прочитать остальную часть записи »
Полифонический шедевр
Особенно покоряет вершина экспозиции — ре-мажорный эпизод, в котором звучит заключительная партия. Прочитать остальную часть записи »
Полифония полна жизни и образности
Полифония у Метнера неотрывна от четкой гармонической основы . «Контрапункт проверяется гармонией, а гармония — контрапунктом», — подчеркивал Николай Карлович. Прочитать остальную часть записи »
Гомофонно-гармонический стиль письма
Особенно восхищает, что при столь полифонически изощренной фактуре и «выписанности» деталей «Шествие» не оставляет ощущения нагроможденности. Прочитать остальную часть записи »
Мастерство и органичность полифонического письма
По авторским наброскам и черновикам мы вправе судить об огромной подготовительной работе, которая позволила достигнуть вершин полифонического мастерства. Прочитать остальную часть записи »
Само рождение мелодии
Для того чтобы тема могла стать подлинным «зерном» сочинения, Метнер стремился к строгому, предельно тщательному отбору материала. Прочитать остальную часть записи »
Свою мелодическую идею Метнеру не всегда удавалось высказать
«Сонату-воспоминание» играют чаще других сонат Метнера. И это понятно — она вся, начиная с темы вступления, пропета. Прочитать остальную часть записи »
Природа и роль мелодизма.
Некоторые из напевов, названных Яссером, Метнер узнал уже после создания произведений, когда за границей слушал много русских песен, напетых по его просьбе известным Кедровским квартетом. Прочитать остальную часть записи »
Пронизывающее творчество Метнера
Русская интонационная основа отчетливо слышна в ми-бемоль-мажорном эпизоде, а также в следующей за ним вариации (от цифры 37) : Назовем также один из самых ярких фрагментов — заключительную вариацию в разработке . Прочитать остальную часть записи »
Случаи близости к народнопесенным оборотам у Метнера нередки
В «Угрожающих колоколах», как нередко пианисты называют си-минорную Сказку, привлекает подлинно русский подход к теме колоколов как социально значимой. Прочитать остальную часть записи »
Русским ароматом овеяна музыка
Среди современников не было для Метнера более близкого и ценимого музыканта, чем Рахманинов. Их творческая дружба являет пример высоты художественных помыслов и человеческого бескорыстия . Прочитать остальную часть записи »
Строки имели особый смысл — не только поэтический, по и философский
Метнер, как точно подметил Нейгауз, «в одно и то же время глубоко русский и интернациональный композитор. Прочитать остальную часть записи »
Русский стиль метнеровского пианизма
Фортепианный стиль Метнера подлинно пианистичен, что отнюдь не тождественно упрощенности или облегченности изложения. Ю. Энгель верно подметил, что «фортепианный стиль Метнера… не из тех, которые легко даются заурядному пианисту» . Прочитать остальную часть записи »
Обладая превосходным внутренним слухом
Не застало Метнера в живых и с нетерпением ожидавшееся им второе издание книги «Муза и мода» на английском языке. Прочитать остальную часть записи »
Слияния голоса и рояля
Запись Квинтета оказалась почти последней — Метнер успел записать еще лишь несколько песен.Услышав по радио, как Э. Шварцкопф пела Шумана, Николай Карлович предложил ей напеть на пластинки его песни. Прочитать остальную часть записи »
Откладывать записи не представлялось возможным
Метнер с нескрываемой радостью принял предложение магараджи. Не говоря уже о редкой привлекательности плана, это давало Метнеру моральное право отказаться от турне по Америке. Прочитать остальную часть записи »
Намеченное на 1947 год третье турне по Америке пришлось отменить
Метнер все реже стал появляться на концертных подмостках и в 1944 году фактически закончил публичные выступления. Прочитать остальную часть записи »
Репутация Метнера
Как концертирующего пианиста была в Англии высокой. Этому способствовал и внушительный успех концерта, в котором музыкант выступил только с исполнением произведений других авторов. Прочитать остальную часть записи »
Противоречие между замыслами
За это время Метнер завершил «Сонату-идиллию» (опус 55) и работал над «Эпической сонатой» для скрипки и фортепиано (опус 57), которую закончил в конце 1938 года. Прочитать остальную часть записи »
В письмах Метнера все заметнее сквозит удрученность, даже подавленность
Метнер особо подчеркивал, что «писал я ее («Музу и моду». — И. З.) на родном языке и, конечно, для родины, воспитавшей меня и мое художественное мировоззрение» . Прочитать остальную часть записи »
Совпадения, исключающие какую-либо неточность высказывания.
Шагаем через какие-то непонятные кучи сваленных вещей, чемоданов и всячески силимся припомнить назначение и определить место каждому предмету. Прочитать остальную часть записи »
В противоборстве с модернизмом
Ныне очевидно, что даже при многих заблуждениях и спорных положениях «Муза и мода» прозвучала манифестом в защиту реалистического искусства. Прочитать остальную часть записи »
Художественный успех
Музыка Метнера становилась в Англии все более известной. Так, Ливерпульское музыкальное общество пригласило Метпера выступить с авторским вечером, в котором непременно должна была прозвучать одна из самых монументальных сонат — ми-минорная, соч. 25. Прочитать остальную часть записи »
По возвращении в Европу Метнеры стали жертвами непрактичности
Через несколько лет, снова обосновавшись в Западной Европе, Метнер повторит лейтмотив своих писем, адресуя его московским друзьям: «Жажду повидаться со всеми вами и, кроме того, как странствующий музыкант, мечтаю попасть на родную почву и поиграть перед родной аудиторией…» Прочитать остальную часть записи »
Воспоминание о которых возвращало Метнеров к светлым дням
Из дневника мы узнаем, насколько торжественно прошел один из концертов в Торонто, когда многочисленные «бисы» в конце вечера слушались стоя. Прочитать остальную часть записи »
Метнер предложил отменить и концерт в Бринморе
Метнер ответил отказом: «По поводу концертов из чужих сочинений скажу так: если бы мне, помимо моих сочинений, следовало бы играть только, например, одну сонату Бетховена плюс самое большее 2 сонатки Скарлатти, то я бы пошел на это из-за 250 долларов. Прочитать остальную часть записи »
Метнер выступил с авторской программой в Берлине
Конечно, творческий контакт с певицей Т. А. Макушиной оказался до некоторой степени счастливой случайностью; но никак не случайными оказались две концертные поездки в Англию, предпринятые Метнером в одном лишь 1928 году. Прочитать остальную часть записи »
Восхищении от выступлений Метнера
Концерты Метнера в Ленинграде, Киеве, Харькове и Одессе также вызвали огромный интерес. Прочитать остальную часть записи »
Москва встретила Метнера
Предполагалось, что Метнер будет играть с Цыгановым и «Крейцерову сонату» Бетховена, однако этот концерт не состоялся, поскольку программы выступлений Метнера — по его просьбе — были исключительно авторскими. Прочитать остальную часть записи »
Метнер был весь в ожидании долгожданной встречи с родиной,
Метнер отклонил предложение И. Гофмана нанять место профессора в Джульярдской школе . Прочитать остальную часть записи »
Пожелания Метпера
Метнеру удалось избежать «тисков» во многом благодаря заботе Рахманинова. Прочитать остальную часть записи »
Авторские вечера Метнера
Заботливая рука Рахманинова ощущалась и в четкой организации турне. Выступлениями с первоклассным оркестром в Филадельфии, которыми открылись гастроли Метнера, дирижировал Л. Стоковский. Прочитать остальную часть записи »
Метнеры жили во Франции
Удовлетворение от флорентийской встречи было взаимным — о чем нетрудно заключить по письму Рахманинова: «Своей жизнью здесь был, в общем, очень доволен. Прочитать остальную часть записи »
Метнер едет в Италию
Опасения и сомнения, обуревавшие Метнера, еще более понятны, если принять во внимание медлительность и тяжеловесность его натуры. Прочитать остальную часть записи »
Русская сказка
Раздумья о возможности скорейшего возвращения па родину становятся едва ли не главенствующими в письмах Метнеров. «Коля только и думает о том, чтобы вернуться домой», — пишет Анна Михайловна в сентябре 1923 года . Прочитать остальную часть записи »
Гастроли в Польше
Первый концерт был исполнен автором и в Варшаве, (дирижировал Э. Млынарский). Прочитать остальную часть записи »
Метнер делился своими планами с братом
Нелегко далось Метнеру его признание. Именно в Германии он надеялся встретить понимание, если не радушие. Прочитать остальную часть записи »
Метнера пригласили исполнить Первый концерт Чайковского
Метнера особенно возмущало, что немногие из слушателей, которые «ровно ничего не способны воспринимать, почему-то называются критиками и обладают правом публично печатать свое мнение». Прочитать остальную часть записи »
В Германии русскому музыканту довелось пройти через уйму трудностей и унизительных хлопот
Письма из Германии, где Метнеры обосновались поначалу, приоткрыли завесу над попытками наладить концертную деятельность, достойную такого артиста, как Метнер. Прочитать остальную часть записи »
Немало теплых строк Метне посвятил народу и его искусству
Метнер весь был в творчестве, и именно творческой работе был подчинен годами сложившийся уклад его жизни. Прочитать остальную часть записи »
Метнеру не удалось избежать ошибок
Участие Метнера в работе коллегии было, судя по всему, деловым и полезным. Прочитать остальную часть записи »
Метнер и его новое сочинение имели очень большой успех
Бесспорно, что в 1917 году Метнер завершил работу над. своим первым симфоническим опусом, хотя последние мазки, автор мог сделать в начале 1918 года, но никак не позже — премьера Первого концерта состоялась 29 апреля/12 мая 1918 года под управлением С. Кусевицкого. Солировал автор . Прочитать остальную часть записи »
Последние годы пребывания на родине
В 1916 году концертная деятельность музыканта становится интенсивнее. Прочитать остальную часть записи »
Метнер защищал достоинства-русского музыканта
Не доведя репетицию до конца, Метнер покинул зал и отказался участвовать в концерте. Попытки Кусевицкого, Збруевой и Дидерихса уладить конфликт оказались безуспешными. Метнер так и не выступил на сей раз. Прочитать остальную часть записи »
Музыка Метнера
Творческий актив поездки был очевиден, однако авторские концерты за границей требовали больших материальных затрат. Прочитать остальную часть записи »
Представлены сочинения Метнера
Мастерство метнеровского письма необычайно высоко ставилось некоторыми видными музыкантами, считалось почти недосягаемым . Прочитать остальную часть записи »
Оценка музыки Метнера все повышалась
Об отношении Танеева к Метнеру можно судить по интереснейшим воспоминаниям А. Н. Александрова: «…Редко можно было услышать от Сергея Ивановича эпитет «гениальный». Прочитать остальную часть записи »
Метнер не прошел полного курса композиции
В Первой сонате Метнера ощутимы романтические веяния, особенно отзвуки шумановских образов. Прочитать остальную часть записи »
Метнер и его голос
Голос Метнера был сразу услышан наиболее чуткими музыкантами. Прочитать остальную часть записи »
Метнер… пианист с крупными данными
После насыщенного выступлениями 1900 года исполнительская деятельность Метнера постепенно начинала отодвигаться на второй план, его концерты становились эпизодическими. Прочитать остальную часть записи »
Заманчивые планы не привлекли Метнера
После конкурса Метнер вместе с отцом, приехавшим специально в Вену, совершил небольшое путешествие. Прочитать остальную часть записи »
А. Рубинштейн — Пятый концерт
Среди шестнадцати пианистов, претендовавших на единственную премию, пятеро представляли Россию: москвичи А. Гедике (он был также участником конкурса по композиции), А. Гольденвейзер, Н. Метнер и двое петербуржцев, учеников А. Н. Есиповой — М. Домбровский и Ю. Лялевич. Прочитать остальную часть записи »
Сафонов прошел с Метнером значительные произведения
В. И. Сафонов в 1897 году не смог принять Метнера в свой класс, поскольку в ближайшем сезоне должен был дирижировать симфоническими концертами и в Москве и в Петербурге. Прочитать остальную часть записи »
Метнер не любил вспоминать…
Однажды, вернувшись из реального училища, Николай твердо заявил, что со школьными занятиями покончено и он намерен поступать в консерваторию. Прочитать остальную часть записи »
В семье Метнеров очень любили музыку.
На особенности метнеровской педагогики пролили свет высказывания учеников Николая Карловича — профессора А. В. Шацкеса, П. И. Васильева, М. А. Гурвич, Н. И. Сизова. Прочитать остальную часть записи »
Подлинная энциклопедия творчества Н. К. Метнера
Изучение наследия Метнера, а также воспоминания авторитетных музыкантов и отклики прессы приводят к несомненному выводу, что и в исполнительстве, и в педагогике Метнер был выразителем прогрессивных идей, не утративших и ныне практического значения. Прочитать остальную часть записи »
Мысль у Метнера — не на поверхности
Автор счел необходимым привлечь внимание к узловым положениям книги «Муза и мода». Прочитать остальную часть записи »
Путь Метнера
Изучая наследие Метнера, как и любого большого художника, мы не вправе «осовременивать» исторические факты. Прочитать остальную часть записи »
Вступление
Время приблизило нас к знаменательной дате в истории русской музыки — столетию со дня рождения Николая Карловича Метнера. Прочитать остальную часть записи »