«H. Я. Мясковский» Кунин И.
Искусство Мясковского сложно, извилисто, многообразно
Мясковский, допустив живую интонацию, чаще всего восполнит ее гармоническим содержанием… Прочитать остальную часть записи »
В Мясковском как личности трогает черта общительности
Непривычно и порою трудно для нынешнего слуха звучат высказывания Б. В. Асафьева, но ценность их велика. Прочитать остальную часть записи »
ЭПИЛОГ
В первом томе собрания материалов «Н. Я. Мясковский» (М., изд. 2, 1964). Прочитать остальную часть записи »
Симфония еще раз подтвердила жизненность классических традиций русской музыки
Начало 2-й части переносит нас в другой мир образов. Прочитать остальную часть записи »
Благородно-простой музыкальный язык симфонии соответствует ее общему замыслу
Глубиной, чуткостью, своеобразием восприятия выделяется не предназначенный для печати отзыв В. В. Яковлева: Прочитать остальную часть записи »
ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ
В ноябре следующего года закончена оркестровка Двадцать седьмой симфонии. Прочитать остальную часть записи »
Впечатление от музыки
В конце июля Мясковский вернулся на несколько дней в Москву. Прочитать остальную часть записи »
ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ ЖИЗНИ
После войны Мясковский пишет много, как всегда. Прочитать остальную часть записи »
Партитура Девятого квартета
После прослушивания его Д. Б. Кабалевский писал: Прочитать остальную часть записи »
Мясковский сам относился к кантате с нескрываемым чувством авторской симпатии
В зловещем подобии сна — вводят слушателя в атмосферу зловещей тишины осажденного города, прерываемой вспышкой ночного боя: Сирены зовут на посты,
И бомбы свистят над Невою,
Огнем обжигая мосты. Прочитать остальную часть записи »
Осень 1942 года
Из Нальчика группа композиторов переехала в ноябре 1941 года в Тбилиси, а в сентябре следующего года, в связи с положением на Южном фронте, вся группа была кружным путем, через Ереван, Баку и Красноводск, направлена во Фрунзе. Прочитать остальную часть записи »
Двадцать вторая симфония Мясковского заслуживает наименование симфонии-песни
Финал Симфонии-баллады — «энергичное аллегро» — заключает в себе… элементы батальной тематики… Прочитать остальную часть записи »
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Вместе с другими Мясковский пишет в первые же дни и недели войны массовые и походные песни, военные марши для духового оркестра. Прочитать остальную часть записи »
Мясковский проявлял в работе большую активность
Большое значение придавал он структуре разработки в сонатном цикле, непрерывности ее развития, целеустремленности, убедительности достижения кульминации и правильности места этой кульминации в общей структуре произведения… Прочитать остальную часть записи »
Мясковский влиял на развитие незаметно
Хорошо помню, как Николай Яковлевич оценивал новое сочинение. Прочитать остальную часть записи »
Нередко уроки Мясковского превращались в увлекательные беседы
Мясковский всегда требовал строгой продуманности каждой детали произведения в соответствии с общим замыслом. Прочитать остальную часть записи »
Мясковский, как бы мимоходом, давал удивительно точные и лаконичные определения
Я часто думаю о том, что в нашей системе воспитания музыканта почти не уделяется внимания выработке важнейшего качества — артистизма… Прочитать остальную часть записи »
Посещение занятий не было обязательным
В течение тридцати лет, с 1921 по 1950 год, Николай Яковлевич приходил в классы Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, чтобы вести курс композиции. Прочитать остальную часть записи »
МЯСКОВСКИЙ-ПЕДАГОГ
Содержателен отклик на исполнение Двадцать первой симфонии, принадлежащий С. И. Шлифштейну: Прочитать остальную часть записи »
Мастер изобретать
Николай Яковлевич любил нас водить по лесу по малохоженным тропам и указывал выслеженную им нору барсука или лисицы, вечером в сумерки приводил нас на опушку леса, чтобы посмотреть, как бесшумно скользит в воздухе козодой, «птица вечерняя и сторожкая». Прочитать остальную часть записи »
МОМЕНТЫ ГЛУБОКОЙ ТИШИНЫ И ПОКОЯ
В одном из своих лучших музыкально-критических выступлений (в 1923 году) он сказал о цикле фортепианных пьес последнего: Прочитать остальную часть записи »
Прежде всего — это поэзия
Мясковскому не было присуще это качество в симфоническом творчестве, за исключением разве Шестнадцатой, да частично Пятнадцатой и Восемнадцатой симфоний. Прочитать остальную часть записи »
Симфония для скрипки с оркестром
В 1968 году тот же автор уже в исторической перспективе, еще полнее и справедливее определит романсы Мясковского на слова Лермонтова, выдвинув на одно из первых мест «Казачью колыбельную песню», живее ощутив в романсе «Выхожу один я на дорогу» главенствующую мысль очищающего душу человека слияния с природой, высоко оценив написанные в декламационной манере романсы «Нет, не тебя так пылко я люблю» и «Они любили друг друга» и завершив разбор следующими словами: Прочитать остальную часть записи »
Преувеличенная выразительность
«Романс («Ты идешь на поле битвы» — одно из лучших произведений в сборнике. Прочитать остальную часть записи »
НА ПУТИ К ДВАДЦАТЬ ПЕРВОЙ
Сейчас, многие годы спустя, надо признать, что не в области героико-эпической музыки лежали наиболее крупные достижения Мясковского. Прочитать остальную часть записи »
Семнадцатая симфония
Дополним «Автобиографические заметки» высказываниями Мясковского о его Семнадцатой, Восемнадцатой и Девятнадцатой симфониях: Прочитать остальную часть записи »
Шестнадцатая симфония станет очевидной
«Шестнадцатая симфония — первое произведение Мясковского, которое по значительности содержания, масштабам мысли можно сопоставить с его ранними симфониями и, вместе с тем, с полным правом противопоставить этим симфониям… Прочитать остальную часть записи »
Поселок работников науки и искусства
По красоте материала, мастерству изложения и общей гармоничности построения — это настоящее большое искусство, без поисков внешних эффектов и без перемигивания с публикой. Прочитать остальную часть записи »
Полушутливое признание
Все черты свидетельствуют о глубоком внутреннем переломе в творчестве Мясковского, о серьезной идеологической перестройке этого мастера-симфониста… Прочитать остальную часть записи »
Советская музыка
Приведем воспоминания Д. Б. Кабалевского в связи с Тринадцатой и Четырнадцатой симфониями: Прочитать остальную часть записи »
Колебания в оценках
Интересно сопоставить с этим авторское суждение в письме к Б. В. Асафьеву: Прочитать остальную часть записи »
Борьба
Вторую часть начинает сигнал «Слушайте все!» Начинается борьба… Прочитать остальную часть записи »
Склонный к суровой самооценке
Именно в эти годы Мясковский занимает положение признанного главы московской композиторской школы. Прочитать остальную часть записи »
ТРУДНЫЕ ГОДЫ ПРИЗНАНИЯ
Особенно значительны отзывы о произведениях Прокофьева. Прочитать остальную часть записи »
ПЕРЕЕЗД В МОСКВУ
Решение покинуть Петроград и переехать в Москву, где у Николая Яковлевича не было иного прибежища, как квартира Держановских, далось ему нелегко. Прочитать остальную часть записи »
Композитор возвращается к давнему
После Великой Октябрьской социалистической революции Мясковский, при содействии служившего в Главном морском штабе В. В. Яковлева, переходит из Ревеля в Петроград, на службу в том же Главном штабе. Прочитать остальную часть записи »
НА ПОРОГЕ НОВОЙ ЭРЫ
В осознании громадного, совсем нового для композитора общественного опыта, которым одарила его тяжелая, несчастливая для России война, немалую роль сыграла встреча с человеком определенных левых убеждений. Прочитать остальную часть записи »
Смерть эта ужасна и так же нелепа, как ведомая нами война…
«Наконец, мне удается написать Вам… Прочитать остальную часть записи »
ОПЫТ ГОРЬКИЙ, НО НЕОБХОДИМЫЙ
Словом, г. Мясковский — не только настоящий композитор, но в смысле творческой потенциальности и настоящий симфонист. Прочитать остальную часть записи »
Третья симфония Мясковского
Если бы мне удалось еще писать, то я надеюсь, что, наконец, стану настоящим композитором, а не музыкантствующим чиновником. Прочитать остальную часть записи »
ПРЕМЬЕРА ТРЕТЬЕЙ СИМФОНИИ
«Участок нашей роты хотя непрерывный, но так как в нем больше 12 верст (около 15), то на долю полуроты приходится верст 6—7, и квартируем мы друг от друга верстах в восьми, так что почти и не видимся. Прочитать остальную часть записи »
ИСПЫТАНИЕ ВОЙНОЙ
Почти столь же важна для понимания его творчества мысль о музыкальной графике в противоположность музыкальной живописности. Прочитать остальную часть записи »
Как характерна для молодого Мясковского эта ненависть ко всему внешнему
Вернемся к статье «Чайковский и Бетховен». Она была мужественным выступлением, это бесспорно. Прочитать остальную часть записи »
Один из последних концертов в Москве
Н. Я. Мясковский. Собрание материалов в двух томах. М., 1964, т. 1, с. 114 (в первом изд. 1959 г., с. 101, примечание второе, имеется ссылка на источник). Прочитать остальную часть записи »
КОМПОЗИТОР В РОЛИ МУЗЫКАЛЬНОГО КРИТИКА
Противопоставленные аппассионатным темам, темы побочных партий и медленных частей тяготеют обычно к двум типам. Прочитать остальную часть записи »
Крайняя насыщенность
На родство Мясковского с Танеевым указывал в свое время И. Глебов, а недавно — В. Протопопов [1]. Прочитать остальную часть записи »
СТИЛЬ
«Меня очень привлекали романсы Николая Яковлевича. Прочитать остальную часть записи »
«МОЛЧАНИЕ», «АЛАСТОР», РОМАНСЫ
Весной 1914 года Мясковский закончил «Трагическую» (так он называет ее в дневнике) Третью симфонию. Прочитать остальную часть записи »
Николай Яковлевич очень ценил и любил Бориса Владимировича, они были близкими друзьями
Статьи и книги, им подписанные, принесли автору почетную известность. О том же говорит авторитетное свидетельство Е. В. Копосовой-Держановской: Прочитать остальную часть записи »
По воспоминаниям сестер композитора
Прокофьев — Другое дело, у него творчество бьет через край, ему слишком много есть что сказать, притом сказать так, как никому другому и не снилось; Прочитать остальную часть записи »
ДРУЗЬЯ
Пятилетие 1909—1914 годов — время, когда композитор необыкновенно живо откликается на новые впечатления, впитывает плодотворные влияния, осознает свои художественные идеалы. Прочитать остальную часть записи »
ГОДЫ РАННЕГО ТВОРЧЕСТВА
О громадном объеме и жесткой систематичности работы, которую вне всяких школьных заданий проделал в те годы композитор, свидетельствуют и его советы, оставшиеся в памяти учеников: Прочитать остальную часть записи »
ПЕТЕРБУРГСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ
Характерен, отчасти юмористический, но в сущности совсем не забавный эпизод поступления в консерваторию: Прочитать остальную часть записи »
Интересные дополнительные сведения
«Журналы «Весы», «Мир искусства», «Золотое руно» и книги издания Пирожкова [1] служили литературной пищей кружка. Прочитать остальную часть записи »
Круг художественных впечатлений Николая Яковлевича расширился
В декабре того же 1902 года произошло событие, имевшее немалое значение в творческой судьбе Николая Яковлевича. Прочитать остальную часть записи »
Светлая юношеская дружба
Ты пишешь: если бы от меня зависело, я бы принял все меры, чтобы избавиться от военной службы, но, к сожалению, свя- зан и материально, и твоим неудовольствием. Прочитать остальную часть записи »
ВЫБОР ПУТИ
В ранние годы неудержимое влечение Н. Я. Мясковского к музыке носит стихийный, неосознанный характер и внутренних конфликтов не вызывает. Прочитать остальную часть записи »
Семья Мясковских была связана всеми традициями с военной средой
Зимой в нашем доме было всегда очень много музыки. Прочитать остальную часть записи »
НАЧАЛЬНАЯ ПОРА
Внутренняя жизнь семьи также не весела… Отец, оставшись вдовцом с пятью детьми, весь ушел в свое горе. Прочитать остальную часть записи »
Избегал Николай Яковлевич выступать и с публичными речами…
Здесь Николай Яковлевич очень точно себя охарактеризовал. Прочитать остальную часть записи »
Внешне Николай Яковлевич, казался нелюдимым
Начиная с Шестой и Седьмой симфоний, мы становимся свидетелями очень резких колебаний творческого сознания композитора: тревожные поиски новой объективной темы чередуются у него с пучинами субъективизма. Прочитать остальную часть записи »
ВВЕДЕНИЕ
Глубокую характеристику творчества Н. Я. Мясковского как главы московской симфонической школы 30—40-х годов дал А. А. Альшванг: «Советский симфонизм — средоточие всего ценного, что дала советская музыка в целом. Прочитать остальную часть записи »
Предисловие — H. Я. Мясковский
H. Я. Мясковский (1881—1950) — крупный деятель музыкальной культуры, один из создателей советской симфонической школы — оставил глубокий след в памяти общавшихся с ним людей. Прочитать остальную часть записи »