Дирекция стала создавать большой репертуар

«Ла Скала» ставит в среднем двадцать спектаклей за шесть-семь месяцев. И это не только в Италии. Мы имеем вдохновляющий пример и в братской Польше.
Как известно, варшавский Большой оперный театр был до основания разрушен фашистами. Восстанавливая его и готовясь открыть 18 сентября 1965 года, дирекция заблаговременно стала создавать большой репертуар. Приведу список осуществленных за восемь месяцев 1961/62 года постановок. В него вошли «Дон Паскуале» Доницетти, «Манру» Падеревского, «Андре Шенье» Джордано, «Царь Эдип» Стравинского, «Ифигения в Тавриде» Глюка, «Юлий Цезарь» Генделя, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Дон-Жуан» Моцарта, «Блудный сын» Дебюсси, «Весна священная» Стравинского, «Юдифь» Онеггера, «Каменный цветок» Прокофьева, «Вершины» Малявского, «Зачарованная корчма» Шаловского и «Свитезянка» Моравского. Из этих опер и балетов семь являются одноактными и ставятся по два или по три в вечер, но девять — обычные спектакли. В последующие годы темпы постановок в Варшаве не снижались.
Примерно такую же картину можно наблюдать и в Будапеште.
Мы (и я в том числе) говорим, что артисты не хотят дома работать над новым репертуаром. Но не виновато ли и в этом отсутствие твердого репертуарного плана?
Время от времени мне приходилось выступать или проста беседовать по вопросам репертуара. Я всегда отстаивал принцип возможно более частого включения в текущий репертуар каждой новинки или даже новой постановки уже известного произведения. И демонстрировал при этом афиши ТМД. Труднейшая музыкальная драма Вагнера «Парсифаль» была поставлена 24 февраля 1914 года, и по 28 марта я один спел партию Клингзора десять раз, а ведь у меня был еще и дублер. Опера повторялась через день, а порою по два дня подряд. Моя запись в конце зимнего сезона, 28 марта, гласит: «Сборы сильно поднялись, на «Парсифале» особенно». Частые повторения делали неизвестное произведение популярным и, что не менее важно, давали артистам возможность закреплять свои достижения в новой партии, делать в ней успехи, двигаться вперед. Печать зорко следила за жизнью театров и немало им помогала частыми рецензиями не только по случаюпремьер, но и о новых вводах артистов и о рядовых спектаклях.
Несравненно чаще, чем теперь, повторялись новые или заново поставленные спектакли в двадцатые годы. Практика, когда новый спектакль ставится не больше трех раз в месяц, не может в должной мере привлекать зрителя к новинке. А артист, выступая в новом спектакле после длительного промежутка, успевает кое-что забыть, и таким образом спектакль исподволь «расшатывается»…
Миг хочется рассказать и о спектаклях театра «Ла Скала» во время его гастролей в Москве и о своих впечатлениях по сравнению с теми итальянскими спектаклями, которые я видел раньше.

Ваше мнение...

Рубрики