Колыбели итальянской оперы в России
Мои критические замечания ни в коей мере не снижают огромного впечатления от спектаклей «Ла Скала». Эстетическое удовольствие, полученное в опере и на концертах итальянцев, колоссально. Очень жаль, что этот замечательный коллектив не посетил Ленинграда — колыбели итальянской оперы в России. Еще более прискорбно, что итальянские спектакли не вызвали должного интереса у ленинградских оперных деятелей вообще и у вокалистов, которых почти не было видно ,в Москве, в особенности.
Заканчивая разговор о московских спектаклях «Ла Скала», хочется специально отметить работоспособность этого театра. Она воистину достойна зависти и подражания. Открывшись после войны и пожара, 26 декабря 1946 года, театр за восемнадцать лет поставил более двухсот пятидесяти опер и сто балетов, то есть примерно по двадцать названий в сезон, который к тому же в Милане в опере длится максимум восемь месяцев. И при этом в театре нет постоянной труппы, а состав солистов каждый год по крайней мере наполовину новый!
Вот чему следует поучиться у итальянских коллег!
Закончить свой рассказ о новых впечатлениях от итальянских представлений я должен хоть коротким разговоромо другой итальянской труппе, которую слушал и смотрел у нас пока один только Ленинград. Я говорю о «Малом оперном театре города Рима», как скромно называет себя замечательный коллектив, исполняющий только камерные, в первую очередь комические оперные произведения благороднейшей итальянской классики.
Здесь нет выдающихся голосов, но нет ни одного недостаточно культивированного. Здесь почти нет громких имен, но нет ни одного артиста, исполнение которого даже в минимальной степени оскорбляло бы слух или зрение. Здесь нет ошеломляющих декораций, блестящих осветительных эффектов или трюков и прочих, ставших ныне обязательными, атрибутов «шика». Но здесь есть превосходный, бескомпромиссный ансамбль, в котором, может быть, главным являются благоговение перед своим искусством и вытекающая отсюда этическая дисциплина. Только в этом случае могут родиться точно выверенный тончайший вкус и гармония.
Репертуар здесь особенный — камерный. Это классика, которая остается вечной: «Брачный вексель» Россини, «Служанка-госпожа» Перголезе, «Сельские певицы» Фьораванти и другие одноактные или двухкартинные оперы без хора такого же характера. Сюжеты их, конечно, старомодны, но в своем роде очаровательны своей простотой и наивностью.
Что роднит эти два, такие разные по масштабам, но родственные по духу театра? Мне представляется, что прежде всего их замечательная деятельность базируется на едином методе вокальной школы: опертый на дыхание звук независимо от его величины и силы и уважение к авторским указаниям. На вопросы, которые неоднократно задавались крупным дирижерам, что им подсказало тот или иной нюанс, то или иное толкование, они всегда отвечали: «Да это написало в партитуре!» Так же, по-видимому, действует и основной дирижер римского коллектива Ренато Фазано. Ни один компонент спектакля не доминирует над другим, все устремлено к одной цели: верно прочитать и раскрыть для слушателя музыкальное содержание каждого произведения самыми простыми, самыми естественными реалистическими средствами.