Композиторский опыт и стаж
Было еще несколько опытов такого плана, но я коснусь только двух попыток создать в ГАТОБе боевую оперу на темы революционной борьбы. Я говорю об «Орлином бунте» А. Ф. Пащенко, об опере «Лед и сталь» В. М. Дешевова.
Андрей Филиппович Пащенко ко времени создания «Орлиного бунта» уже имел солидный композиторский опыт и стаж. Он блестяще владел хоровым письмом. При всех несовершенствах либретто и музыки мне по сию пору кажется, что к этому, во многом интересному и, во всяком случае, в том десятилетии лучшему советскому оперномупроизведению отнеслись чересчур сурово и несправедливо. Главной причиной этого было, мне думается, то, что опера возникла в такое время, когда требования модерна и западнические настроения захлестывали все умы. Асафьев, Дранишников, Радлов, Самосуд, Смолич и прочие вершители оперных судеб как будто искренно стремились обрести сойотскую оперу, но Рихард Штраус и Кшенек целиком захватили их.
«Орлиный бунт» был поставлен очень тщательно. Дирижировал В. А. Дранишников, ставил В. П. Раппапорт, декорации писал В. А. Щуко. Отлично оправились со своими партиями солисты П. Болотин (Пугачев), Р. Изгур (Лиза) и М. Максакова (Устинья).
М. Максакова, совсем недавно поступившая тогда в театр, сразу привлекла всеобщее внимание хорошим голосом, сценическими способностями и большим умением разумно и плодотворно работать.
История музыки знает случаи, когда увлечение каким-нибудь новатором мешает видеть что бы то ни было вне его пути. Здесь не место распространяться на исторические темы, но хочется привести хоть один пример.
В 1886 году журнал «Менестрель», подводя итоги творчества французских композиторов предшествующих двух десятилетий, отметил несправедливое забвение ряда отличных произведений, в том числе интересной оперы Эд. Паладиля на либретто Сарду «Отечество». Неудача постигла эту оперу только потому, что Вагнер, вагнеризм и особенно вагнерианство заслонили собой все театральное небо.
Мне кажется, что «Орлиный бунт», поставленный в период крайнего увлечения западническими настроениями, именно из-за них был слишком сурово осужден. Конечно, опера Пащенко не шедевр, но мне кажется, что она заслуживает критического пересмотра и реставрации.
И эту оперу репетировали с большим энтузиазмом. Помню, что творческая дисциплина в ГАТОБе стояла л то время ниже творческой дисциплины в Малом оперном театре. Однако спектакль «Орлиный бунт» был прекрасно слажен, и некоторые артисты, не говоря об И. IB. Ершове, показали в нем большое мастерство.
Постановку оперы В. М. Дешевова «Лед и сталь» тоже следует рассматривать как ступень к дальнейшему развитию советского оперного творчества. Это произведение в общем было слабев «Орлиного бунта», местами в нем сказывалсянатурализм, отдавалась дань сенсации (сцена на барахолке, где «бывшие люди» нищенствовали).