Очень яркий образ

Без конца пересматривались списки классических опер на революционные темы. Вернулись к «Фоиелле» Обера, заинтересовались вагнеровским «Риенци».
Ни тот, ни другой спектакль революции в театре не сделали.
Первую оперу ставил В. Э. Мейерхольд, вторую Н. (В. Петров. Обе постановки, по правде говоря, провалились.
«Фенеллу» не могло спасти и участие И. В. Ершова,создавшего очень яркий образ Мазаньелло — борца за угнетенных. Слишком расплывчатое, местами путаное либретто, немая героиня, которая не поет, а мимирует, сделали одно из крупнейших произведении французского стиля «гранд-опера» непонятным для тогдашнего неподготовленного зрителя.
Спектакль в целом оказался бледнее других постановок той же оперы, которые мне пришлось видеть раньше. Причина была простая. Оперу начал ставить В. Э. Мейерхольд и скоро в ней разочаровался. Спектакль был готов музыкально, декорации написаны, было жаль потраченных трудов и средств. Дирекция уговорила С. Д. Масловскую завершить работу. Но, режиссер другого плана и другого мышления, Масловская не имела ни желания, ни времени (тогда запланированные сроки неукоснительно соблюдались) начинать с азов. Спектакль оказался разностильным и неинтересным.
«Риенци» был поставлен довольно наивно, чуть ли не в духе синеблузных представлений. Постановщики не понимали, что не опрощением спектакля можно привлечь к нему симпатии рабочего зрителя, а, наоборот, повышением его художественного уровня. Как ни слаба еще была музыка молодого Вагнера, да и весь его замысел, они стояли неизмеримо выше того, что дала постановка, стремившаяся привнести в спектакль «социологию». Разрыв между материалом оперы и его сценическим воплощением охлаждал всякий интерес к этому представлению. Спектакль вскоре был снят.
В середине двадцатых годов академическими оперными театрами было осуществлено невероятное по нынешним темпам количество постановок. Не только возобновлялись давно не шедшие оперы, не только целиком обновлялись некоторые обветшавшие спектакли, не только делались попытки создать советскую оперу на историческом или современном материале, но в значительном количестве осваивалась и западноевропейская новая оперная музыка.
Уже в 1923 году Академический оперный театр впервые поставил «Младу», «Риенци», возобновил «Травиату», «Лоэнгрина», «Зигфрида» и «Тангейзера».
Я остановлюсь только на тех спектаклях, к которым был близок в качестве переводчика, и на тех, которые явились вехами в первую очередь в области певчески-актерского искусства.Начну с «Саломеи». Между 1924 и 1929 годами она шла с большим успехом и в Ленинграде и в московском Большом театре. Но примечательно одно обстоятельство: партия Саломеи оказалась настолько трудной для многих сопрано, что в течение первых нескольких лет дирижер (В. И. Сук предпочитал всем ленинградское сопрано Валентину Константиновну Павловскую и выписывал ее для участия в московских спектаклях. Когда она не могла ехать, Сук приглашал из Риги латышку Брехман-Штенгель и только значительно позже, и то изредка, допускал исполнение этой трудной партии московскими певицами Л. Г. Рудницкой и А. А Соловьевой.

Ваше мнение...

Рубрики