Организация культпоходов

Уже с начала двадцатых годов художественное руководство академических оперных театров и их директор И. В. Экскузович стали серьезно задумываться над обновлением постановочных методов, которые помогли бы приблизить оперную классику к рядовому, в первую очередь рабочему зрителю, над подготовкой этого зрителя к восприятию классики и над методами ее пропаганды. Было ново и то, и другое, и третье — особенно для академических театров, в прошлом, кроме афиши и спектаклей, ничего никому не предлагавших.
Началась организация культпоходов, продажа «целевых спектаклей», раздача бесплатных или удешевленных билетов, несколько позже возобновились после небольшого перерыва вступительные лекции, блестящие образцы которых давали спорадические выступления А. В. Луначарского. Средством пропаганды служили подробные аннотации к концертам, программы с изложением содержания опер и т. д.
Но все это уже не удовлетворяло: встал вопрос о создании музыкальных спектаклей на темы из рабочей и крестьянской жизни, о ненависти к старому режиму и борьбе за свободу. Обильную пищу давали недавние революционные события, недалеко было ходить за материалами времен первой русской революции 1905 года, когда бок о бок с русскими так пламенно боролись против царизма польский и прибалтийские народы. Материала хоть отбавляй, а как взяться за него, никто не знал — ни писатели, ни композиторы.
На небольшом совещании в Рабисе, в котором участвовали в те годы популярные писатели Игнатий Николаевич Потапенко, Виктор Васильевич Муйжель, Владимир Феофилович Боцяновский, режиссеры Виктор Романович Раппапорт, Николай Николаевич Евреинов, композиторы Николай Михайлович Стрельников, Алексапдр Матвеевич Житомирский и еще человек десять, все рассуждения сводились к тому, что событиям трех революций надо дать «отстояться». Когда кто-то предложил для начала взять хотя бы что-нибудь из «Записок охотника» Тургенева, из повестей Григоровича или Успенского, наконец, Горького, чтобы хоть как-нибудь коснуться народной жизни, кое-ктоудивился. Тогда заговорили о содружестве Эмиля Золя с композитором Альфредом Брюно.
Золя в детстве заставляли играть на рояле, хотя у него никакого влечения к музыке не было, и он ее возненавидел. Он не любил оперы. Но когда к нему обратились с просьбой о написании либретто из крестьянской жизни, из демократических побуждений он немедленно согласился и написал для Брюно два либретто. Так неужели среди писателей, безоговорочно принявших Советскую власть, не найдется автора, который был бы в состоянии написать революционно воздействующее либретто?
«Ведь вы, Игнатий Николаевич,— обратился я к Потапенко,— даже пытались стать оперным певцом, часто посещаете оперные спектакли,— неужели этот вопрос вас не вдохновляет?»
Потапенко огрызнулся, сказав, что писать либретто могут только «закройщики драм», и в доказательство процитировал отказ Пушкина от мысли написать либретто даже для самого Россини. Смущенно промолчали и другие.

Ваше мнение...

Рубрики