Таких прекрасных ансамблей мы в начале века не слышали
Рядом с Баттистини в его время, да и после него, было немало потрясавших своими голосами, мастерством и актерскими талантами баритонов. Всем известны имена Титта Руффо и Саммарко, Галефи и Амато в прошлом, Тито Гобби и Бастианини в наши дни. Немало блестящих имен дала Россия с Баклановым и Тартаковым во главе. Но корону «короля баритонов» у Баттистини отвоевать никто и не пытался. С таким обожанием своего искусства и умением трудиться для его совершенствования артисты встречаются, к сожалению, очень редко. Вот почему я нисколько не преувеличиваю, когда повторяю, что слышать Баттистини большое счастье: он действительно очищал душу слушателя от всякой накипи повседневной жизни. Баттистини щедро бросал нам это счастье от всего своего доброго сердца в виде бесконечно гуманистического искусства. Благодарная память его слушателей никогда не растратит этого сокровища, шока они живы и в состоянии заново переживать самые сильные и в то же время самые радостные впечатления своей жизни.
Конечно, Баттистини был явлением в своем роде неповторимым, и требовать от большого современного состава певцов «Ла Скала» того же было бы непростительной ошибкой. Но все лучшее, что я услышал в спектаклях «Ла Скала», мне кажется продолжением его искусства, к вершинам которого театр в главных своих чертах продолжает стремиться.
Таких певцов, каких привозили в Россию былые антрепренеры Угетти, Церетелли, Кастелано, Резников и даже братья Гонзаго, мы в спектаклях «Ла Скала» не обнаружили. Я говорю о сопрано Мельбе, Боннисенье, Бурцио, о тенорах Ансельми, Дзенателло, Константино, о меццо-сопрано Марии Гай, Монти-Бруныер, о баритонах Баттистини, Титта Руффо, Страччари, о басах Аримонди, Наварини, Лучченти (а это даже не половина тех имен, которые хотелось бы назвать!). Таких артистов ни по богатству природных голосов, ни по комплексу артистических дарований почти не было. Если верить зарубежной печати, в Западной Европе и в Америке такие выдающиесяартисты выступают. Это сопрано Каллас и Тебальди, тенора ди Стефано, Гедда и Понсе, это уже названные баритоны Гобби и Бастианини, это бас Христов и т. д. и т. п. Но современные знаменитости, как и ранее перечисленные, на которых воспиталось мое поколение певцов и критиком, далеко не всегда составляли костяк труппы «Ла Скала», их бешеных окладов никакая сезонная труппа не могла бы выдержать. Конечно, все они стремились попасть в «Ла Скала», какое-то время там работали, но скоро улетали за океан, о чем красочно рассказывает в своих «Воспоминаниях» Беньямино Джильи.
Что же касается ансамбля, то здесь положение полярно противоположное: таких прекрасных ансамблей мы в начале века не слышали не только в сборных труппах, но и в самой но тем временам солидной одесской антрепризе, длившейся пять-шесть месяцев. Ни такого оркестра, ни такого хора, ни таких компримариев мы раньше не знали.
Итак, артистов, в том или ином отношении поражающих воображение, мы не обнаружили.