Великолепные голоса, безупречное владение ими, чистая интонация, идеальное знание своих партий
Но мы нашли все же чрезвычайно интересных, очень голосистых и разносторонне талантливых людей. Кое-кого в прошлом (Симионато), кое-кого в настоящем (Скотто, Бергонци, Нильссон), а кое-кого, вероятно, в скором будущем (Френи, Капели, Туччи) можно отнести к знаменитостям. Я должен сказать, что могучий голос и общая большая одаренность болгарина Николы Гяурова значительно выделяли его в мужском составе, в общем достаточно богатом первоклассными артистами. Итальянцы в пении прежде всего первоклассные профессионалы. И поэтому белой вороной среди них выглядела неудачная исполнительница партии Мюзетты в «Богеме» Эдда Винченци.
Я тщательно присмотрелся и прислушался к артистам «Ла Скала». Великолепные в общем голоса, безупречное владение ими, чистая интонация, идеальное знание своих партий и своего места в каждой данной сцене, независимо от наличия большего или меньшего сценического дарования, чувство локтя, то есть ответственность за себя и за свой участок в общем деле — таковы их достоинства. Прослушав все оперы их московского репертуара (кое-какие дважды) и три концерта, я с придирчивостью Бекмессера насчитал с трудом какой-то неполный десяток подозрительных по интонации тот и два-три буквально секундных расхождения между партнерами.
В ответ на вопросы, обращенные к некоторым артистаморкестра, каким образом достигается в этом театре такой ансамбль, мне, не сговариваясь, приводили один и тот же довод: баритон Гуэльфи (сейчас знаменитость) взял на репетиции первого акта — пусть по сомнительному состоянию здоровья — две неверные ноты, и его к репетиции второго акта уже не допустили. Этот ответ характерен для работников театра, в котором царит железная дисциплина личной и коллективной ответственности. Каждый артист, независимо от цеха, к которому он принадлежит, знает, что никакой дирижер или режиссер ему никакой поблажки не окажет. На первую же спевку он является во всеоружии не только природных данных, но и результатов собственного труда.
Я отмечал вредное влияние веризма на искусство бельканто в начале нашего века. Раздражали частые выкрики, вылезание из нотного стала, скандирование отдельных слогов и общее огрубление исполнения. С радостью отмечаю, что это влияние пошло на убыль, как-то нивелировалось. Современные артисты прибегают к такой нюансировке чрезвычайно редко: по-видимому, снова царит уважение к авторскому замыслу классиков, тщательно сохраняются традиции прекрасного пения прежде всего.
Еще одна частность, пусть небольшая, привлекла мое внимание. В прошлом итальянцы, включая даже таких благородных художников, как Ансельми и Баттистини, не всегда соблюдали авторские паузы между фразами, даже паузы с ферматой. Щеголяя своим дыханием, певцы делали грандиозные форматы, и, когда казалось, что дыхание до конца исчерпано, они спокойно переходили к следующей фразе, создавая в вокале то, что в поэзии называется «анжамбеман». Это было не всегда логично, но всегда вызывало восхищение искусством как таковым. Сейчас я ни одного такого случая не отметил, и это, конечно, тоже результат уважения к автору.