Высокий профессионализм
В 1921 году в ГАТОБе дебютировала Ольга Феликсовна Мшанская. Ученица своей матери Н. Н. Соколовой-Мшанской, она пришла в театр не робким новичком, а уверенной в своей подготовке артисткой. Прекрасное контральтовое меццо-сопрано гарантировало ей возможность хорошо справляться с любой партией от Ратмира до Амнерис, и певица — трудоспособная и дисциплинированная — сразу заняла в театре соответствующее положение.
Мшанская с постоянным успехом пела на сцене ГАТОБа тридцать с большим лишком лет. Долгие годы наблюдая за ее почти всеобъемлющим репертуаром, я не мог бы отметить ни одного ее поражения — ни в контральтовом, ни в меццо-сопрановом репертуаре. Уже в солидном возрасте Ольга Феликсовна чрезвычайно порадовала слушателей ГАТОБа исполнением партии Бабы-Яги в опере Дворжака «Русалка» и доказала, что в ее пороховнице порох еще есть.
Высокий профессионализм, замечательная внутренняя дисциплинированность и прекрасная вокальная школа Мшанской могут и должны служить образцом для нашей молодежи.
Так надо уважать свое дело и отвечать за него, так надо уметь и хотеть работать.
Вскоре после Мшанской — одна за другой — засверкали две большие звезды: М. П. Максакова и В. А. Давыдова. Тут налицо были великолепные голоса, прекрасная музыкальность, драматическое дарование и яркие индивидуальности. К сожалению, обоих певиц у нас скоро отняла Москва.
Однако долго скорбеть об этих потерях не пришлось: на оперном небосклоне засияло могучее светило — редкостное дарование С. П. Преображенской.
Один из биографов Россини приводит его генеалогическое древо и убедительно доказывает, что в лице гениального композитора музыкальные способности его предков приобрели наивысшее развитие. Из биографии Пуччини мы также узнаем, что около двухсот лет его предки были музыкантами. Но в истории музыкальной культуры на веканаиболее почетное место займет именно Джакомо Пуччини.
Можно назвать большое количество композиторов, инструменталистов и певцов, музыкальность которых как бы определяется наследственными чертами. У одного родители были музыкантами — если не профессионалами, то любителями, дилетантами. У другого дед или бабка пели в церковном хоре и т. д. О музыке в семье говорит биография А. В. Неждановой. Ф. И. Шаляпин любил рассказывать, как «деловито» пел его отец.
Замечательным свидетельством перехода музыкальных способностей по наследству и расцвета их является и биография Софьи Петровны Преображенской. Ее отец — Петр Алексеевич — играл на виолончели и сочинял музыку. Его брат — Николай Алексеевич — около трех десятилетий украшал собою теноровую группу московского Большого театра.